Более 130 специалистов по закупкам посетили форум PROCUREMENT HUB IV  «Стратегии управления закупками». Дискуссии, кейсы и обсуждения, которые генерировали спикеры Форума, вызвали интерес и вовлечение у аудитории, а из каждого выступления участники, несомненно, вынесли много выводов и идей. Стартовал PROCUREMENT HUB IV с рассуждений о портрете закупщика от Инны Мазняк (Руководитель отдела закупок, Nestle Украина). У многих работа закупщика ассоциируется с экономией, уменьшением рисков и увеличением эффективности цепочек поставок. Однако  Инна доказала, что не это сегодня главное для профессионала. Ключевые компетенции закупщика трансформируются прямо на наших глазах, и внутренний заказчик в лице ТОП-ов и собственников уже ставят на первое место другие компетенции. Они ждут, что закупщик станет для них надежным советником: будет оспаривать предположения босса, предлагать новые перспективы и вместе искать идеи для повышения эффективности бизнеса.

Организатор

Партнеры проекта:

Видео-отчет

Более 130 специалистов по закупкам посетили форум PROCUREMENT HUB IV  «Стратегии управления закупками». Дискуссии, кейсы и обсуждения, которые генерировали спикеры Форума, вызвали интерес и вовлечение у аудитории, а из каждого выступления участники, несомненно, вынесли много выводов и идей. 

Стартовал PROCUREMENT HUB IV с рассуждений о портрете закупщика от Инны Мазняк (Руководитель отдела закупок, Nestle Украина).  У многих работа закупщика ассоциируется с экономией, уменьшением рисков и увеличением эффективности цепочек поставок.

Партнеры проекта:

Однако  Инна доказала, что не это сегодня главное для профессионала. Ключевые компетенции закупщика трансформируются прямо на наших глазах, и внутренний заказчик в лице ТОП-ов и собственников уже ставят на первое место другие компетенции. Они ждут, что закупщик станет для них надежным советником: будет оспаривать предположения босса, предлагать новые перспективы и вместе искать идеи для повышения эффективности бизнеса.

Надежный советник – это закупщик, который:
● Понимает стиль мышления и направление мышления своего внутреннего клиента;
● Понимает проблемы бизнеса;
● Ставит под вопрос предположения внутреннего клиента и о том, что является драйвером ценности и предлагает иные предположения;
● Предлагает иное видение мира своим внутренним клиентам;
● Учит внутренних клиентов о возможных последствиях в критичных ситуациях;
● Создает конструктивное противостояние между закупками и бизнесом.

Итак, вывод №1: Закупщик сегодня — это не исполнитель. Не винтик в системе. Он стоит у руля системы закупок. И для этого, в первую очередь, должен мыслить стратегически.

Наталья Ковалева (Руководитель департамента коммерческих закупок и аукционов Zakupki.Prom.ua) рассказала о работе открытой электронной системы RIALTO, созданной по принципу ProZorro, но для бизнеса. В систему RIALTO входит 5 площадок, в том числе и Zakupki.prom.ua, Держзакупівлі онлайн, Приватмаркет.

Система RIALTO — облачный сервис. Он безопасен, не требует установки дополнительного ПО и использования сверхмощной техники, гарантирует высокую скорость обработки данных.

Главный плюс сервиса в том, что он позволяет упростить процесс закупки за счет того, что фактически освобождает специалиста от рутинных задач:
● Формирование базы поставщиков,
● Информирование поставщиков,
● Сбор и анализ предложений,
● Аукцион (торги, переговоры).

По информации Натальи Ковалевой, наиболее успешно через RIALTO закупают спецодежду, компьютерное оборудование, сувенирную продукцию, упаковочные материалы, программное обеспечение, полиграфическую продукцию, медицинское оборудование, мебель, охранные услуги.

Но есть у системы и недостатки.

Вывод №2: Какой бы удобной ни была электронная система, она не снимает всю нагрузку с закупщиков, не исключает все варианты манипуляций, может не подойти какой-то категории закупок и допускает наличие человеческого фактора во время аукциона.

Позже на форуме этот инсайт подтвердился и по итогам доклада Агии Загребельской, которая рассказывала о государственных закупках.

Насыщенный получился доклад у Антона Шрамко, руководителя департамента закупок Агрохолдинга Мрия. Он просто рассказал о, казалось бы, сложном процессе аналитики сырьевых рынков.

Зачем вообще закупщику аналитика? Антон считает, что владея аналитикой, специалист понимает рынок и его тренды, производителей и поставщиков, возможный бюджет и пути для оптимизации затрат. То есть, он видит, что стоит за ценой и может, исходя из этого, ее менять.

Антон привел больше десятка открытых источников, которые помогут собрать нужную информацию. Что с ней делать? Вот 4 простых шага для экспертизы закупщика:

  1. Ежедневно записывать изменения на мировом рынке;
  2. Еженедельно составлять итоги уходящей недели;
  3. Проецировать полученные знания по аналитикам мировых рынков на локальный;
  4. Найти эксперта и неформально сравнивать прогнозы.

Вывод №3: Использование инструментов аналитики позволяет закупщику получить выгодную цену, зафиксировать ее составляющие, дает прозрачность и защищенность. Например, в приведенных экспертом кейсах, где он использовал аналитику по кост-модели, экономия достигала 6 – 9%.

Наталья Подгорная (Начальник отдела корпоративных и коммерческих закупок lifecell) поделилась нюансами использования аукционов в тендерном процессе.

А об особенностях проведения аудита закупочной деятельности рассказала Марина Трепова (Руководитель программы CIPS в Украине, CEO и со-основатель IPSM).

Во время аудита, как правило, проверяется все, вплоть до того, что проводится интервью с поставщиками. Но аудит – это даже не полдела, это примерно треть. После этого у компании есть два пути:
1) “Ок, может когда-то что-то исправим”;
2) Реальные изменения по итогам аудита.

Чтобы идти по второму пути, нужна политическая воля и поддержка от руководства. Зато такая работа, по опыту Марии Треповой, поможет сократить затраты примерно на 15%. Эксперт рекомендует делать аудит раз в год аудит, а через полгода после него сделать срез.

Вывод №4: Самые частые рекомендации после аудита: синхронизировать документооборот, сделать закупки максимально прозрачными, обеспечить четкую ответственность всех сторон.

Александр Никитенков (партнер ЮК “Правое дело”, СЕО EasyTender) поделился секретами подготовки победного тендерного предложения с акцентом на работу на зарубежных платформах.

Чтобы искать заказчиков на иностранных площадках эксперт советует:

  • Закладывать как можно больше времени (не менее 15-20 дней);
  • Понимать расходы на весь процесс;
  • Знать язык или иметь хорошего переводчика;
  • Знать принципы проведения госзакупок в той или иной стране или организации.

А Зелим Сулейманов, со-основатель и руководитель компании PrECA, пообщался с участниками форума на тему автоматизации закупок. Не обязательно иметь штат разработчиков и делать свой собственный продукт для автоматизации закупок. На рынке представлен выбор коробочных или глобальных облачных решений, есть локальные площадки, которые позволяют частично автоматизировать процесс закупок, а также можно использовать для этого уже имеющуюся в компании ERP. 

Вывод №5: Есть несколько факторов, которые влияют на успех автоматизации закупок. Прежде всего, должен быть сильный заинтересованный спонсор, выделенная функция закупок в компании, а также их значимость для проекта в целом. Среди внешних факторов – инструмент должен быть простым и удобным, а само внедрение – быстрым и легким.

Например, в кейсе, о котором рассказал Зелим Сулейманов, внедрение Scanmarket в сети парфюмерных магазинов заняло всего 1 день, зато позволило компании экономить в среднем 14% на закупках.

Последний информационный блок на форуме PROCUREMENT HUB IV «Стратегии управления закупками» касался темы повышения эффективности закупок. Так, Ольга Терещенко из Центра усовершенствования закупок Киевской Школы Экономики презентовала программу обучения для закупщиков. Программа предполагает платное и бесплатное обучение. Распределение стипендий осуществляется на основе рейтинга по результатам конкурсного отбора.

Агия Загребельская (Государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины)  рассказала о деятельности комитета по обжалованию в публичных (государственных) закупках, расследованиях и санкциях, которыми занимается АМКУ. Особенно ценной информация была для тех, кто принимает участие в государственных тендерах, но и другие смогли перенести информацию на свой бизнес.

Ярослава Дуброва (Консультант по публичным закупкам)  рассказала о рисках в деятельности тендерного комитета, которые могут привести к судам. Она привела примеры из практики судовых решений по вопросам, касающимся тендерной документации.

Содержательная программа и позитивная атмосфера позволила нам всем провести продуктивный день. Для нашей команды каждое мероприятие, — вызов, — потому что мы стараемся сделать программу интересной, привлекая экспертов и практиков разных отраслевых групп. Несомненно, наши профессиональные друзья и партнеры, помогают нам идти вперед и развиваться вместе с участниками бизнес-сообщества по данному направлению.

Ждем Вас на нашем осеннем форуме 2018 — посвященном закупкам!